Этот курс призван помочь всем, интересующимся русской культурой, разобраться в основных тенденциях развития отечественной лирической традиции в конце XVIII – начале XIX века, выделить ключевые фигуры литературного процесса, проблематику их творчества, преемственность художественных поисков, методов работы со словом. Важно увидеть контекстуальный характер русской поэзии, ее ведущую роль в становлении русской культуры XVIII – XIX веков.
Место: лекторий masters, Левашовский Хлебозавод, Барочная ул., 4А, Санкт-Петербург
Курс проходит в рамках образовательной программы «История искусств 3.0».
Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.
Что такое стихи? Формирование русской поэзии в XVIII в. Русский классицизм.
Логика развития русской лирики в XVIII веке, реформа русского стихосложения Тредиаковского-Ломоносова и принципы русского классицизма.
Архаисты и новаторы. Распад системы классицизма и формирование «школы гармонической точности». Константин Батюшков.
Литературная борьба карамзинистов и шишковистов, «Беседы» и «Арзамаса». Роль Николая Карамзина в реформе русского литературного языка и жанровой системы. Школа гармонической точности. Константин Батюшков как создатель исторической элегии, его дружеские послания и поздние стихи.
От сентиментализма к романтизму. Творчество Василия Жуковского.
Лирика Василия Жуковского в ее сложной эволюции: от первых классицистических опытов до романтических произведений через сентименталистские элегии, предромантические поэмы и баллады периода принадлежности к школе гармонической точности.
Денис Давыдов и Петр Вяземский
Тематическое своеобразие поэзии Дениса Давыдова, ее особое звучание за счет поворота в теме дружества, новой лексики, новых интонаций.
Принципы элегической поэзии Петра Вяземского, в которых ярко выражено наследие Василия Жуковского и Константина Батюшкова. Отличительные черты поэзии Петра Вяземского: аналитизм, доходящий до острой сатиричности и тотального скепсиса, определяющие поэтику его поздней лирики.
Антон Дельвиг и Николай Языков
Творчество Антона Дельвига с его высоким строем строй античной лирики, «поэзии в ее чистом виде».
Поэзия Николая Языкова и новый поворот темы: отделяя своего героя ‒ веселого студента, проводящего время с «покалом», от жизни, наполненной политической борьбой, честолюбивыми стремлениями, жаждой денег и славы, поэт противопоставлял свой антиутилитаризм этому миру.
Евгений Баратынский
Эволюция творчества Евгения Баратынского от поэта элегической школы Жуковского-Батюшкова до оригинального мыслителя, чья лирика откликалась на наиболее злободневные вопросы существования человека Нового времени.
Поэзия молодого Пушкина
Пушкин как никто другой был наделен даром видеть потенциальные возможности чужих поэтических находок. Можно показать, как много (вплоть до отдельных строк, эпитетов, ритмических ходов, тем) он взял у своих предшественников и современников. Вместе с тем, никто как он не умел, опираясь на опыт школы гармонической точности, найти единственное (и в то же время незаметное) слово – эпитет, меняющий весь смысл стихотворения, придающий ему напряженность, подлинность, объем.